Для ТЕБЯ - христианская газета

Раскол, донатисты и… украинский Майдан
Публицистика

Начало О нас Статьи Христианское творчество Форум Чат Каталог-рейтинг
Начало | Поиск | Статьи | Отзывы | Газета | Христианские стихи, проза, проповеди | WWW-рейтинг | Форум | Чат
 


 Новая рубрика "Статья в газету": напиши статью - получи гонорар!

Новости Христианского творчества в формате RSS 2.0 Все рубрики [авторы]: Проза [а] Поэзия [а] Для детей [а] Драматургия [а] -- Статья в газету!
Публицистика [а] Проповеди [а] Теология [а] Свидетельство [а] Крик души [а] - Конкурс!
Найти Авторам: правила | регистрация | вход

[ ! ]    версия для печати

Раскол, донатисты и… украинский Майдан


Майдан и последовавшая за ним война на Донбассе раскололи украинское христианство. Некоторые церкви поддерживали и Майдан, и войну. Поэтому к ним новая украинская власть отнеслась благосклонно. Но православная УПЦ МП, а также отдельные евангельские и католические верующие не поддержали ни Майдан, ни войну на Донбассе. Поэтому к ним и, прежде всего, к УПЦ МП, новая власть отнеслась негативно, начав определенные притеснения и даже гонения.

Данная ситуация во многом напоминает раскол донатистов в 4 веке. Начался этот раскол также с весьма трагических событий — Великого гонения при императоре Диоклетиане (303 г). Разные верующие в тот период по разному себя повели, так же, как и украинские христиане во время Майдана. Одни христиане Рима стали мучениками, сохраняя свои христианские принципы даже перед угрозой тюрем. А другие не были так принципиальны и выполняли распоряжения власти. В частности, некоторые епископы отдавали церковные книги со Словом Божьим на сожжение, как того требовал закон.
Это было неправильно, но зато власти начали относиться благосклонно к таким верующим и не притесняли их.

Гонения при Диоклетиане вскоре закончились, но эти гонения надолго раскололи церковь. Одни, донатисты, осудили такое поведение падших епископов. Они согласны были принимать таких епископов в церковь только лишь после повторного крещения, отказываясь без этого признавать их епископство. Сами же эти епископы настаивали на прощении и критиковали донатистов за раскол и смуту.
Очень быстро в этих группах начало формироваться отличительное богословие. Донатисты начали учить, что благодать и сила таинств зависят от личной святости священника. Таким образом, морально павшие при гонениях епископы, фактически признавались нелигитимными.

Но в среде «павших» епископов постепенно начал формироваться другой взгляд. А именно, что благодать Божья и сила таинств не зависят от личных моральных качеств священника. Такое вероучение, конечно же, было выгодным для этих епископов и их паствы. Оно не выставляло их в плохом свете и позволяло сохранить авторитет для того, чтобы и дальше занимать церковные должности. В дальнейшем эту доктрину развил Августин, и она стало общепринятой в католической церкви.

Также и в украинском христианстве начали формироваться две линии богословия. Одни категорически осудили и войну, и Майдан. А другие начали разрабатывать достаточно сложное богословие, связанное с агрессором-неагрессором, нарушением меж, своеобразным толкованием понятия «власть от Бога» и т.д. Очевидно, что подобное непростое вероучение направлено на поддержание авторитета. А также на сохранение церковных должностей и влияния как на христиан Украины, так и на украинское общество.

По разному две группы верующих в Римской империи отнеслись к властям. Донатисты начали разрабатывать и уделять большое внимание вопросам невмешательства государства в дела церкви. Так, сам Донат, лидер движения, отказался принять подарки от императора, сказав свою известную фразу: «Какое дело императору до Церкви?»
Но среди оппонентов донатистов ничего плохого в поддержке властей не видели и нередко прибегали к помощи императора при разрешении церковных споров и даже к помощи императорских войск для расправ с донатистами.

Так же и в Украине УПЦ МП громче всех говорит о невмешательстве государства в дела церкви. И вообще об отделении церкви от государства. Но их оппоненты, особенно из УПЦ КП, совсем не против некоторой помощи со стороны власти. К примеру, для отжатия храмов у МП и их последующем присвоении.
Среди евангельских христиан-сторонников Майдана вполне нормальным считалось настучать в СБУ для расправы над другими евангельскими христианами — противниками Майдана. Для этого формировалось также соответствующее вероучение, ставящее во главу угла государственный патриотизм, противостояние агрессорам, сепаратистам и пр. И, соответственно, оправдывающее подобные действия.
Естественно, сама власть, как в римские времена, так и в нынешней Украине, более благосклонна к тем верующим, которые к ней лояльны. И готова продвигать такие группы верующих, вытесняя их нелояльных конкурентов.

Во времена Рима история раскола закончилась поражением донатистов. Их лидер, Донат умер в ссылке. Многих епископов-донатистов казнили. Церковные соборы осудили их как ересь. Некоторые донатисты, спустя время, начали поддерживать мятежников, чем еще больше подорвали свой авторитет. Потом случились неприятные внешние факторы — завоевания вандалов и мусульман в северной Африке, после чего донатисты навсегда исчезли из истории.

Вероятно, наибольшей ошибкой донатистов была их непримиримость. Нежелание простить тех христиан, которые согрешили во время гонений, проявив слабость. Слишком уж они преувеличивали собственные заслуги и собственную праведность, нивелируя таким образом, заслуги Христа и Его праведность. Очевидно, со временем это переросло в гордыню и было отвергнуто Богом.
Это может быть уроком для тех христиан, которые не поддерживали Майдан и братоубийственную войну. Не стоит слишком уж кичиться этим, как неким великим достижением. Не это делает нас христианами и определяет нашу судьбу в вечности. Также не стоит уничижительно относиться к тем украинским христианам, которые участвовали в мятеже и братоубийственной войне. Они сделали грех, но если покаются, то Бог силен восстановить их.

Также и другая часть тела Христова, католическая церковь, лишившись части «тела» из-за раскола донатистов, долго переносила эту травму и «болела». Из-за слияния с государством в церковь были перенесены многие языческие традиции и обряды. Многие люди лишь формально становились верующими ради карьеры, например, карьеры священника. Как следствие, средневековая церковь значительно отошла в чистоте учения от церкви новозаветного образца. Начались своего рода «крестовые» походы с использованием армии сначала против донатистов, а затем и против других инакомыслящих христиан.

Очевидно, что подобные проблемы могут ожидать и ту часть украинского христианства, которая пошла на сделку с государством. Эти украинские верующие для оправдания своих неблаговидных действий во время мятежа и войны начинают преследовать тех христиан, которые указывают им на их грех. И не смущаются использовать для этого государственный карательный аппарат или вооруженные отряды патриотов, вроде «Правого сектора», на действия которых власть закрывает глаза.

Также эта часть христиан начинает всячески искажать Слово Божье, чтобы оправдать свое беззаконие и создать видимость святости. Появляются лжеучения, вроде того, которое изложено в книге «Церковь на Майдане» или заявления Церковного Совета украинских церквей о поддержке войны на Донбассе. Последствия такого подхода — еще большее моральное разложение и искажение христианского вероучения, как это происходило в определенный период времени в средневековой церкви.

Об авторе все произведения автора >>>

Сергей Пушкар, Черкассы, Украина

сайт автора: личная страница

 
Прочитано 2198 раз. Голосов 2. Средняя оценка: 5
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы, замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам совершенствовать свои творческие способности
Оцените произведение:
(после оценки вы также сможете оставить отзыв)
Отзывы читателей об этой статье Написать отзыв Форум
Рим Набиуллин 2016-08-29 16:23:05
Многое из процесса ,приведшего к Майдану осталось сокрытым...Может это и хорошо ,ведь " сокрытое принадлежит Господу".Но мне не по душе ставшее " крылатым" выражение - Майдан - революция достоинства, тем более что оно принадлежит высказыанию какого -то пастора либерала. Я могу понять желание простых людей решить ситуацию с помощью смены власти и патриотического порыва( в рифму звучат слова А.С.Пушкина :"Пока свободою горим, пока сердца для чести живы; мой друг Отчизне посвятим - души прекрасные порывы...")Но для христиан все вопросы геополитического, национального , материального плана конечно же должны были преломляться через призму Нагорной проповеди Иисуса Христа!
 
? 2016-08-29 19:02:57
эти церкви никогда не были телом Христа.
 
читайте в разделе Публицистика обратите внимание

Интеллектуальное обжорство - Сергей Пушкар

Архимандрит Даниил (Сарычев) - Девятова Светлана
8 сентября 2006 года в 22 часа 45 минут мирно отошел ко Господу старец Даниил, старейший насельник московского Донского монастыря архимандрит Даниил (Сарычев). В конце апреля 2006 года мне посчастливилось встретиться с архимандритом Даниилом. (К старцу Даниилу уже почти никого не пускали, после болезни он был очень слаб.) К весне 2006 года книга о православных старцах уже была сдана в московское издательство «Артос-Медиа», мы приступили к работе над второй частью о православных старицах. Рассказывая о схимонахине Любови, мы планировали упомянуть и о том, что блаженная старица Любовь в 1995 году встречалась с архимандритом Даниилом, хотелось немного рассказать и самом старце Данииле. Отцу Дмитрию Шпанько удалось договориться о встрече, но в самый последний момент встречу отменили, но дозвониться до меня и сообщить об этом не смогли, поэтому 30 апреля я приехала в монастырь (заранее), но в назначенный час никого не встретила. Я долго молилась у раки Святителя Тихона, и уверена, что именно по молитвам святого, спустя 2 часа попала в келью старца Даниила, где, по милости Божией, удостоилась получить благословение великого старца, и разделить праздничную трапезу с ним и его духовными чадами. Нужно признаться, что за три дня до этого, во время обострения язвенной болезни, я не могла вообще принимать пишу, укрепляла себя лишь святой водой, просфорой, да монастырскими сухариками. Старец Даниил благословил есть вместе со всеми, по послушанию съела всё и исцелилась. (В тот день вечером я ждала очередного приступа боли, но всё прошло, на утро я могла уже кушать всё спокойно.) Слава Богу, за всё! Вечером 21 сентября 2006 года, когда очерк о старце Данииле был в основном готов, внезапно наступило полное изнеможение - долго молилась лёжа, когда силы начали возвращаться, встала, подошла к шкафу с иконами и ощутила благоухание. Благоухала в правом нижнем углу бумажная икона Донской Божией Матери, купленная примерно в конце1991- начале 1992 года в Донском монастыре. (На обратной стороне иконы было написано –«400 лет основания Свято-Донского Ставропигиального монастыря (1591-1991г.г.)». Эта бумажная икона и Курская-Коренная икона Божией Матери «Знамение» (которую мне удалось в своё время приложить к чудотворной иконе), чудом уцелели во время пожара в 1995 году, когда от зажжённой свечи сгорели у меня дома на полке даже иконы приклеенные к деревянной основе. Взглянув на обратную сторону иконы, я вспомнила, как пятнадцать лет назад впервые пришла в Донской монастырь и подошла, как и все верующие, находящиеся около храма, к старцу Даниилу, который только что вышел из храма (в это время многие верующие устремились к нему и стали просить благословения). Благодарю Господа, что удостоилась встретиться со старцем Данилом вновь весной 2006 года.

Зарождение христианской Веры - Васильева Валентина Яковлевна

>>> Все произведения раздела Публицистика >>>

Поэзия :
Пробудитесь - песня - Дина Маяцкая

Публицистика :
Христос Воскрес! - Olya Tkach

Поэзия :
Солнца луч, научи меня нежности! - ОЛЬГА МИСЕВИЧ

 
Назад | Христианское творчество: все разделы | Раздел Публицистика
www.ForU.ru - (c) Христианская газета Для ТЕБЯ 1998-2012 - , тел.: +38 068 478 92 77
  Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ


Рамочка.ру - лучшее средство опубликовать фотки в сети!

Надежный хостинг: CPanel + php5 + MySQL5 от $1.95 Hosting





Маранафа - Библия, каталог сайтов, христианский чат, форум

Rambler's Top100
Яндекс цитирования

Rambler's Top100